Психология у многих ассоциируется с тайным знанием. Часто, узнав, что их собеседник психолог, задают вопрос: что вы можете сказать обо мне сейчас? Им кажется, что после короткого контакта, после нескольких жестов и слов психолог знает о них все. Много путаницы вокруг психологии вызывают имеющиеся на рынке псевдопсихологические учебники, в которых в упрощенном виде представлены различные явления в области психологии.
Психология – это наука, интересующая группы людей или человека и его целью является изучение поведения и психических процессов. Упрощенно можно сказать, что психологи ищут ответ на вопрос, какова природа человека? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос перейдите на форум психологов, они анализируют внутренние процессы личности и процессы, происходящие в социальной и физической среде.
Анализ внутренних процессов человека можно осуществить посредством интроспекции (самонаблюдения). Человек как бы проникает в свои «переживания», наблюдает свой внутренний мир. Метод интроспекции довольно противоречив и подвергается резкой критике. Не все области психологии признают это. Можно даже сказать, что в настоящее время она имеет второстепенное значение — психология пытается разработать более «эмпирические» методы (такие, как в естественных науках). Как правило, психология связана с гуманитарными науками – чаще всего это происходит на факультете философии или психологии и философии. Эта связь психологии с философией является не столько результатом тесного родства этих дисциплин, сколько историческим пережитком. В девятнадцатом веке психология отделилась от философии.
Как я уже отмечал ранее, в психологии сейчас используются эмпирические методы исследования — основными из них являются: эксперимент и наблюдение.
Предметом исследования является поведение (действия, совершаемые индивидом) — как внутреннее поведение (психические процессы, эмоции), так и внешнее поведение. Следует добавить, что психологи исследуют не только людей, но и животных. Исследования на животных позволяют психологам определить, насколько явление универсально, в какой мере оно имеет биологические корни (в основе генезиса явления лежит природа или культура).
На протяжении многих лет в психологии появлялись различные подходы к ее предмету исследования, такие, например, как структурализм, функционализм или эволюционизм.
Структурализм появился в психологии в 19 в. Она родилась в результате исследований строения (содержания) психики человека. Предшественником этой психологической школы был Вильгельм Вундт. В 1879 году он основал в Лейпциге Институт экспериментальной психологии — первую психологическую лабораторию. Целью института было научное изучение человеческого разума. В ней он исследовал, как человек воспринимает окружающую среду, как человеческая психика организует чувственные данные. Исследовательским методом структурализма в то время была интроспекция. Ученик Вундта, Эдвард Титченер, перенес эту психологическую концепцию в Соединенные Штаты. Он также адаптировал интроспективный метод к изучению сознательных явлений, доступных для наблюдения.
Функционалистский подход, в свою очередь, сделал функцию (цель) поведения предметом психологического исследования. Его основными представителями были Уильям Джеймс и Джон Дьюи. К заслугам Джеймса относится, прежде всего, введение понятия потока сознания, создание теории Я, создание теории эмоций и подчеркивание важности привычек и инстинктов в поведении человека. Джон Дьюи был основоположником инструментализма — согласно этому подходу вся человеческая деятельность является лишь реакцией на раздражители окружающей среды. Функция этих видов деятельности состоит в том, чтобы освоить окружающую среду и приспособиться к ней. Он также разработал теорию мышления, где оно понималось как деятельность по решению проблем.
Эволюция основана на теории Дарвина — теории естественного отбора. Предметом его исследований является попытка объяснить, как организмы приспосабливаются к окружающей среде. В психологии эволюционизм указывает на биологическую значимость различных видов человеческого поведения, он ищет ответы на то, как данное поведение способствует выживанию вида.
В настоящее время многочисленные исследования в области психологии проводятся во многих университетах и исследовательских центрах по всему миру. Эти исследования касаются различных областей психологии. В зависимости от предмета исследования психологию можно разделить на:
- Психология развития – предметом ее исследования является развитие человека – как детского, так и взрослого.
- Психология личности – предметом ее исследования является «что» заставляет людей вести себя одинаково в разных ситуациях и что определяет человеческую идентичность.
- Социальная психология — изучает процессы и явления, касающиеся групп людей (сообществ).
- Производственная и организационная психология — предметом ее исследования являются люди в производственной среде.
Здесь можно было бы говорить долго — психология занимается практически всеми областями, связанными с человеком. Когда возникают новые явления большой важности, такие как Интернет, они быстро включаются в предмет психологического интереса.
Наконец, будут представлены различные направления или подходы, доминирующие в современной психологии. Эти направления отличаются друг от друга своими основными положениями, а также предметом и методом исследования. Это:
- Биологический подход является предметом его анализа мозга , нервной или эндокринной системы. Этот подход имеет дело с биологическими основами поведения. В рамках этого подхода, например, исследуется мозг психопатов на наличие аномалий или анализируется генетическая основа различных психологических явлений.
- Психодинамический подход – согласно этому направлению поведение человека мотивируется внутренними влечениями. Ключом к этому подходу является концепция конфликта — индивидуум должен найти баланс между собственными потребностями и требованиями общества.
- Поведенческий подход — предметом исследования в этом направлении является поведение — как внешнее поведение, так и внутреннее поведение. Деятельность человека протекает по схеме «стимул-реакция» (в классическом подходе) и по схеме «стимул-опосредованная переменная реакция» (в нео-бихевиористском подходе). Где промежуточной переменной является, например, мыслительный процесс. Ключевым термином для этого подхода является термин обучение, которое происходит через причинное, инструментальное или моделирующее обусловливание.
- Когнитивный подход — предметом интереса в этом направлении являются познавательные процессы человека — мышление, восприятие, запоминание. В этом подходе исследователи часто обращаются к метафоре компьютера — они замечают аналогию между процессом обработки информации компьютером и процессом обработки информации человеком. Это достаточно эклектичный подход (в положительном смысле этого слова) — когнитивная психология использует такие направления, как лингвистика, информационные технологии, кибернетика, физиология .
- Гуманистический подход — он появился в 1960-х годах в США и вырос из противостояния таким течениям, как бихевиоризм или психодинамическая психология. Значительный вклад в развитие этого направления внесли экзистенциализм и феноменлогия . При таком подходе человек является не столько предметом исследования, сколько его субъектом — он сотворит и участвует в исследовательской ситуации. Важным для психологов-гуманистов является мир внутренних переживаний человека и его ответственность за собственную жизнь (человек творит сам). Это психология субъективных переживаний личности, а не объективных фактов, наблюдаемых (изучаемых) ученым.
- Эволюционный подход – согласно этому подходу все поведение человека (включая психические процессы) направлено на приспособление к окружающей среде. Умственные способности, как и весь человеческий организм, эволюционировали в течение миллионов лет, приспосабливаясь ко все новым и новым требованиям окружающей среды. Всякое поведение человека имеет свое биологическое (приспособительное) обоснование.