Жанр Dota 2 — это MOBA, которую можно расшифровать как Multiplayer Online Battle Arena. Его можно перевести как «многопользовательская онлайновая боевая арена». MOBA — это отдельный игровой жанр, сочетающий в себе ключевые принципы ролевых игр (RPG) и стратегии в реальном времени (RTS). Особенностью жанра MOBA является то, что локация обычно представляет собой сбалансированную арену, где ни одна команда не имеет преимущества. И Dota 2 именно такая, потому что в ней всего одна карта.
Собственно, сама Дота (еще первая) является родоначальницей жанра MOBA, именно после ее появления разработчики из разных компаний стали выпускать аналоги. Неудивительно, что жанр MOBA в целом и Dota 2 в частности очень популярен. В этих играх есть все составляющие для успеха:
- Игровой баланс, побеждает тот, кто лучше играет и имеет больше знаний (это можно применить к драфту героев в Доте 2);
- Разнообразие стратегий, тактик и игровых ситуаций. Благодаря этому игры MOBA не надоедают;
- Играть в команде всегда веселее, чем в одиночку.
Каждая игра MOBA имеет точно такие же основные элементы, как и Dota 2. Это наличие прокачиваемых героев, наличие нейтральных или союзных управляемых компьютером юнитов (крипов в Dota 2), линии, по которым они следуют, а также симметричная и сбалансированная карта. Хотя есть некоторые разногласия относительно последнего, когда речь заходит о Dota 2, поскольку технически Рошан находится на территории Dark Forces.
Кроме того, подавляющее большинство этих игр отличаются тем, что являются бесплатными и не имеют доната. Это означает, что нет возможности вложить реальные деньги и получить игровое преимущество над соперником. На самом деле такой способ монетизации очень прибыльный, но для массовых MOBA-игр от него отказываются просто потому, что выгоднее иметь десятки миллионов игроков, чем сотни тысяч жертвовать. Ведь большинство людей играет, потому что выигрыш зависит от реальных навыков игры, а не от толщины вашего кошелька.
Если предположить, что Dota 2 введет возможность получения преимущества в играх на реальные деньги, то вполне очевидно, что очень большая часть аудитории перейдет на другие игры этого жанра. Ведь ключевые особенности таких проектов — равные шансы на победу и хороший игровой баланс.
Жанр MOBA остается одним из самых популярных, но стоит признать, что новым проектам будет очень сложно набрать аудиторию, так как он уже разделен на несколько проектов, которые вдобавок являются еще и киберспортивными дисциплинами с большим количеством турниров. , которые сами по себе способствуют притоку новой аудитории и поддержанию старых.
Dota 2 — один из ярчайших представителей жанра MOBA, который, хотя и уступает League of Legends по количеству игроков, остается непреходящей классикой, продолжая дух Dota All-Stars, пользовательской карты Warcraft 3.
MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), что буквально означает «многопользовательская онлайновая боевая арена» — так называется жанр компьютерных игр, сочетающих в себе элементы RTS (стратегии в реальном времени) и RPG.
DotA считается матерью всех игр MOBA, которые часто называют «DotA-подобными играми» или «DotA-подобными играми». Также часто используется термин ARTS (стратегия действий в реальном времени).
Геймплей в играх MOBA
В играх MOBA игроки делятся на две команды, которые воюют друг с другом. Как правило, в каждой команде пять игроков, и каждый игрок выбирает и управляет одним героем из списка доступных персонажей, каждый с разными способностями и юнитами под его управлением. По ходу игры герои повышают свой уровень, набираются опыта и покупают усиливающие артефакты на золото, которое они зарабатывают за убийство противников и управляемого компьютером врага.
Основная цель игры — разрушить главное здание противника (в Доте это Древний или Трон).
В классическом виде карта большинства MOBA-игр выглядит так:
Светлые линии означают «полосы», по которым осуществляется одновременная атака на базу противника: верхняя, средняя и нижняя. Синие круги — башни, блокирующие путь атаки. Оранжевый круг — вражеская база, внутри которой находятся основные постройки, которые необходимо уничтожить. Вы можете сравнить карту-схему выше с картой ниже.
Дота — это глубокая и даже бездонная игра, которая затягивает. Поэтому любители этой игры тратят на нее все свое свободное время. Все виды руководств, советов и трюков от чемпионов Dota завалены по всему интернету даты матчей можно посмотреть на сайте: cyberscore.live/matches/ . Но опять же, вся эта информация только для фанатов. Всех остальных игроков больше интересуют не внутренние тонкости игры, а ее феноменальная история успеха. Из простой, но необычной модификации она выросла в самую популярную киберспортивную дисциплину в мире. Очень необычный случай, привлекающий внимание. По крайней мере, это должно заинтересовать разработчиков, которые хотят повторить хотя бы часть этого успеха.
Уже написано немало исторических статей о Доте на английском и китайском языках. А вот русскоязычные статьи на эту тему можно пересчитать по пальцам. Сведения очень скудны, неточны и больше похожи на народные легенды, чем на сборник исторических фактов, хотя с тех пор, как произошли события, прошло немногим более 10 лет. Вот что мне удалось найти в Интернете об истории Dota:
![]() |
1. «Страница Википедии». История описана в несколько строк и не содержит ничего интересного. (Даже изначально я знал об игре больше, чем это, хотя я не был ее поклонником, просто слонялся по карте Warcraft, делая круги и наблюдая за успехами DotA со стороны.)
2. «История Доты. Часть 1. Самая информативная статья (до появления этой).Интересно, что статья изначально была написана китайским парнем по имени CtChocula, затем была переведена на английский язык, а позже в 2011 году белорус перевел ее на русский язык. Эта статья постепенно распространяется по всем русскоязычным фан-сайтам Доты, которых уже сотни и тысячи.
Теперь поговорим об этой статье. Слова белоруса были скопированы в точности, ничего не добавлено от него самого, хотя в комментариях многие пользователи хвастались, что знают гораздо больше. При этом многие не видят скопированных изображений в статье, и никто ничего с этим не делает. А в тексте прямо в заголовке написано, что это только первая часть рассказа, а вторую часть почему-то найти и опубликовать никто не захотел (а всего их было семь!).
Я лично взялся за дело. Найти копию этой статьи было очень легко, тогда как поиск оригинального перевода занял много времени. Как я уже сказал, оригинал был найден на белорусском сайте:
В последующих копиях статьи нерадивые копипасторы обрезали ссылки на первоисточник, а в оригинальном переводе осталась ссылка на англоязычную версию, но… иностранная статья на gosugamers.net и playdota.com (playdota.com /forums/329512/dota/) уже удален. И все же мне удалось найти сохраненную копию англоязычной статьи на одной из фанатских вики:
Оказалось, что именно в первой части статьи появились основные вехи развития игры, а в следующих 6 частях были описаны только конкретные чемпионаты, топ-игроки, лиги, предпочтительные тактики, мелкие изменения. Поэтому их никто не переводил. Если вам интересна эта информация, прочтите ее полностью в первоисточнике.
Я составил концентрированную выписку из цикла этих статей, причем в авторском переводе и с добавлением некоторых фактов и пояснений лично от меня. Получилась история зарождения практически всего жанра, а не одной игры. Итак, приступим к самой статье, приятного просмотра!
1. Aeon of Combat (прототип)
история происхождения доты
2002 . Для игры «Starcraft: Brood War», вышедшей в 1999 году, было выпущено фанатское дополнение — карта «Aeon of Strife» (AoS). Автором модификации стал игрок с ником «Aeon64» (по другой информации — ник «Gunner_4_ever»).
На этой карте изменены стандартные стратегические правила игры. Ему приходилось управлять только одним отрядом. Карта рассчитана на 8 игроков — 2 команды по 4 героя. В районе было четыре коридора, по которым с обеих сторон постоянно ходили обычные подразделения под компьютерным управлением. Убивая отряды криперов, а точнее нанося им завершающий удар, герои получали минералы для развития. Чтобы победить, вам нужно было убить всех 4 юнитов вражеских героев или прорвать оборонительные башни и уничтожить главный штаб. Позже была выпущена версия для меньшего количества игроков — 2 на 2.
Как видите, основная механика игры была придумана в AoS. Но в Starcraft еще не было разветвленной системы героических способностей и прогрессии по уровням.
![]() |
![]() |
3 июля 2002 г. Вышла легендарная игра «Warcraft 3: Reign of Chaos» от Blizzard Entertainment. В комплекте с игрой шел удобный, доступный и очень эффективный редактор карт «Редактор мира». Вскоре после релиза энтузиасты создали карту Aeon of Strife на движке Warcraft, которая позволяла героям иметь 4 навыка, носить предметы, уровень от 1 до 10. Благодаря новым возможностям идея карты получила развитие существенно. AoS обрел свою первую популярность, и многие картостроители начали копировать его механику. Среди российских игроков карты AoS обычно назывались «Три коридора».
![]() |
![]() |
2. DotA от Eul (имя)
история dota 2
2002, Осень-Зима . Пользователь Eul создал карту «Defense of the Ancients» (DotA). В переводе на русский — «Защита древних». Eul скопировал механику из AoS и позаимствовал много работы из других клонов AoS. В оригинальной версии было 32 героя на выбор и 39 предметов для покупки. Но пока эта карта ничем не выделялась среди десятков других.
![]() |
![]() |
1 июля 2003 г. Blizzard Entertainment выпустила дополнение Warcraft III: The Frozen Throne. Сюжет в игре это 4 новые компании, нейтральные герои, новые текстуры, юниты, предметы. Но самое главное, что в редакторе мира появились новые функции, которые раньше были заблокированы для обычных игроков: можно было изменить максимальное количество уровней героя, преобразовать любого обычного юнита в героя, появились функции вывода на экран таблиц рекордов. и сотни более мелких изменений.
2003, Осень-Зима . Юл переработал свою карту для нового расширения и назвал ее «DotA 2: Thirst for Gamma в TFT». Портированная версия карты оказалась менее успешной, чем оригинал, и Юл вскоре отказался от разработки карты.
Покинув сообщество картостроителей, Юл сделал исходный код своей карты открытым. На основе оригинальной Dota игроки начали создавать множество собственных версий этой замечательной карты. Вот некоторые названия карт, которые были более популярны, чем другие: «DotA DX Series», «DotA Unforgiven», «DotA Outland».
3. DotA Allstars (версия 0.95)
3 февраля 2004 г. Два создателя карт, Meian и Ragn0r, собрали лучшее из многих модов и назвали свою идею «DotA Allstars». Авторы выпустили бета-версию v0.95, но так и не сделали ее полной. Сложнее всего оказалось настроить баланс между совершенно разными героями (кстати, баланс в Доте до сих пор подвергается многочисленным редакциям и изменениям).
![]() |
![]() |
4. Era of Guinsoo (Версия 2.0 — 5.84)
дота 2 кто создатель
март 2004 года . Другой создатель карт, Стив Фик, под псевдонимом Guinsoo, позаботился о балансировке лучшего билда Dota. Он начал активно исправлять ошибки предыдущих авторов. Изначально Guinsoo делал это, чтобы создать более удобную версию для себя и своих друзей, но вскоре наловчился и начал развивать карту дальше. За короткое время Дота превратилась из народной каши с массой геймплейных искажений в полноценный качественный проект. Версии игры быстро менялись. Первой версией Guinsoo была v.2.0. Версия 3.0d уже вышла в конце марта.
Именно Guinsoo создал современную систему предметов в Dota. Уже в начальных версиях были предметы разного уровня и ценовой категории, но покупки игроки обычно совершали только на финальных стадиях игры. Это было связано с тем, что в Варкрафте у героев всего 6 слотов для предметов, а чтобы взять более сильные предметы, приходилось разбирать и продавать старые за полцены. Никто не хотел тратить золото на временные бонусы, все сразу копили на лучшее. Guinsoo решил эту проблему, введя систему рецептов — более сильные предметы собирались из нескольких слабых, и теперь вам не нужно было их продавать и терять золото.
Еще одна его идея — постоянный спавн рун в центре карты. Эта особенность дает преимущество тем игрокам, которым удается контролировать всю карту. Это значительно повысило мобильность игроков, стоять на одной линии стало невыгодно.
Но главное достоинство Guinsoo в том, что он лучше других распознал жанр Dota, умело его подчеркнул и развил. Ранние версии AoS и DotA были похожи на высокоскоростные соревнования по прокачке чемпионов. Основной упор делался на уничтожение крипов, а драки героев и интриги друг против друга были лишь инструментом в этой битве за опыт. Guinsoo перешел от PvE к PvP. Для этого:
1) увеличена награда за убийство вражеских героев (часть золота с убийств стала доставаться тому, кто нанес последний удар),
2) ввели задержку перед возрождением героев в зависимости от уровня (смерть стала очень неприятным событием, игроки стали больше ценить своего героя),
3) добавлены звуки и рейтинговая система из онлайн-шутера Unreal Tournament (после этого убивать вражеских героев стало намного выгоднее, веселее и почетнее, ведь каждый игрок хочет услышать титулы от Anrial в его честь: First Blood, Tiple Kill, Rampage , божественный, неудержимый).
Геймплей стал намного острее, опаснее и увлекательнее, чем в других клонах AoS. Карта ушла из жанра «Стратегия с элементами RPG» в жанр «Deathmatch RPG». Именно это изменение привело к тому, что DotA Allstars стала лидером в этом жанре.
26 апреля 2004 г. . Вышла DotA Allstars v.4.0a. В этой версии помимо обычных монстров в соседних лесах появился огромный босс — Рошан. Босс был назван в честь шара для боулинга, принадлежащего Гинсу. Идея была взята из онлайн-игр, в которых участвовали командные рейды против особо опасных боссов. Атака Рошана требует усилий сразу нескольких игроков, победа над ним может дать мощный артефакт, но при атаке босса вся команда оказывается в сложном положении, оставляя союзные башни и оставляя свои спины открытыми для ударов противника.
Guinsoo впечатлил игровое сообщество своим временем безотказной работы и качественным дизайном. На волне успеха контрибьюторы стали помогать талантливым картографам — Neichus, Abdul Ismail «IceFrog», Steave Mescon «Pendragon» и менее известным Syl-la-ble, Zetta, Mortred & About 11. Вместе они организовали «Команду Клан Dota Allstars» (TDA).
Первый полуофициальный форум DotA был создан на 9nid, где игроки могли обсуждать вопросы DotA.
![]() |
![]() |
14 октября 2004 г. У клана создателей TDA теперь есть собственный веб-сайт DotA-Allstars.com. Пендрагон взял на себя управление сайтом. Здесь начали заливать новые версии карты, здесь авторы стали получать полноценную обратную связь от игроков, выслушивая замечания и предложения. С ростом популярности DotA форум вырос до более миллиона посетителей в месяц, от 1 до 10 миллионов посещений каждый день и более 100 добровольцев.
Разработка игры шла своим чередом. В версии 5.74 был добавлен Tidehunter. В версии 5.75 были представлены Ursa Warrior и Atropos. Версия 5.76 представила Ezalor, Tinker, Ogre Magi, Pudge 2.0 и Sand King, исправил большинство старых героев.
ноябрь 2004 года . Вышла финальная версия 5.xx — «DotA Allstars v.5.84c v2». Благодаря этой версии Дота обрела стабильность. Эта версия имела исключительное историческое значение, количество игроков увеличилось в несколько десятков раз. На этой версии стартовали официальные соревнования. Даже после выхода линейки 6.xx эта карта оставалась популярной.
Участвовал в создании легендарной карты и наш соотечественник. Российский картограф True.Rus добавил к стандартной карте 5.84b собственный алгоритм быстрой загрузки, переименовав карту в 5.84c, в результате чего время загрузки карты сократилось с 3 минут до 20 секунд. Именно эту оптимизированную карту стали использовать по всему миру.
Затем, в ноябре, состоялось первое крупное соревнование на карте Dota. Соревнование было организовано Международным синдикатом игр (IGS). Битва произошла между командами House of Zed и 4DTA.
Для обучения стали появляться специальные версии Доты, т. н. AI-карты, на которых были установлены боты вместо реальных игроков.
![]() |
![]() |
5. Guinsoo Legacy (версия 6.01)
когда вышла дота 1?
28 февраля 2005 г. . Guinsoo выпускает карту DotA Allstars v.6.01 и вскоре объявляет, что это финальная версия, он больше не будет заниматься дальнейшим развитием Dota. (По слухам из игрового сообщества, Гуинсу пригласили присоединиться к команде разработчиков World of Warcraft.) Другие участники — IceFrog и Neichus взяли на себя поддержку карты.
март 2005 года . После Guinsoo осталось 69 идеально сбалансированных чемпионов. Neichus активно развивает игру, добавляя все новых и новых игровых персонажей. Во время первых выпусков 6.xx он создал: Earthshaker, Tiny, Chen 2.0, Stealth Assassin 2.0, Phantom Lancer, Enchantress, Enigma, Axe, Shadow Fiend, Visage 2.0, Nerubian Weaver, Bloodseeker и Dazzle. Кроме того, Нейкус придумал создать курьера, доставляющего вещи героям, тем самым избавляя игроков от необходимости возвращаться на базу.
Но с таким потрясающим исполнением Нейкус забыл о главном элементе игры — балансе. Игроки были недовольны креативностью новых лидеров Доты и продолжали использовать старую версию карты (в марте был анонсирован профессиональный турнир по Доте от World Cyber Games, проводимый под стандартной версией карты 5.84c). ). Так и не вспомнив о своих нововведениях, Нейкус вскоре ушел, оставив единственного Ice Frog у руля Dota.
![]() |
![]() |
6. Ледяная лягушка. Первый проб и ошибок (версия 6.1х)
дота 1 создавший
июнь 2005 года . Icefrog получил все, что сломал Neichus, в порыве свободного творчества. Хотя сам IceFrog стартовал с серьезных ошибок. Он выпустил DotA Allstars v.6.10, добавив своего первого кастомного героя Invoker с 31 заклинанием — самый яркий пример дисбаланса в истории Dota. Инвокера долгое время не использовали в официальных турнирах, и лишь много позже его мощность уменьшили, а количество заклинаний сократили до 10, чтобы он мог соревноваться на равных. Несмотря на это, IceFrog лучше познакомился с принципами работы гуру Guinsoo и со временем начал исправлять допущенные им ошибки.
Чтобы преодолеть популярность серии 5.xx, IceFrog взял курс на улучшение поддержки карт и дальнейшее расширение аудитории. Для этого начали выпускать локализованные версии карт. В июне 2005 года вышла Dota v.6.12, впервые не только на английском, но и на китайском языке. В результате популярность игры в Китае значительно возросла.
![]() |
![]() |
7. IceFrog выходит на первый план (версия 6.2x)
дота-имя
В версии 6.20 Icefrog исправила большинство ошибок геймплея, а также заменила непопулярный зимний пейзаж The Frozen Throne на старый вечнозеленый набор текстур из версии 5.84, не претерпевший кардинальных изменений и по сей день. Добавлен новый герой — принц Артас из сюжетной компании Warcraft 3.
23 октября 2005 г. . Clanbase и Electronic Sports League включили Dota в список официальных киберспортивных видов спорта.
ноябрь 2005 года . IceFrog выпускает карту DotA Allstars v.6.27b. Только с выпуском этой версии Icefrog удалось выйти из тени серии 5.xx, выпущенной год назад Guinsoo. Эта версия имела тонко настроенный баланс, и ряд нововведений, которые она внесла, больше нельзя было игнорировать. Карта 6.27b объявлена официальной версией для использования в лигах и чемпионатах. Одним из первых турниров на этой карте стал Singapore World Cyber Games 2005.
В версии 6.28 добавлены герои Witch Doctor и Spectre, добавлена команда -cs (экран статистики убийств монстров), изменен экран загрузки.
Вышла версия 6.29 с критическими ошибками. В версии 6.30 исправлено несколько вещей, но она была выпущена в спешке из-за высокого интереса сообщества к новым версиям, поэтому содержала ошибки. Поэтому игроки давно пользуются версиями 6.27 и 6.28.
8. Киберразработка (версия 6.3х)
дата выхода доты
Апрель 2006 года . Вышла DotA Allstars 6.30. Начиная с этой версии появилась возможность участвовать в игре в качестве стороннего наблюдателя. Карты Warcraft 3 имеют максимальное количество игроков. Всего для игроков доступно 12 слотов, 10 из которых изначально использовались для игроков в Dota, остальные 2 слота были ранее заблокированы и теперь преобразованы в слоты для зрителей. Это повысило удобство записи матчей из игры и еще на шаг приблизило Доту к званию полноценной киберспортивной дисциплины.
май 2006 года . Вышла версия 6.32. Китайская версия 6.32 вышла только в августе. Это было связано с тем, что переводчик Heintje решил добавить на карту небольшой туториал в формате вопросов и ответов (FAQ), чтобы снизить порог входа в игру. В учебнике объясняется, как правильно фармить золото, где находятся секретные магазины и какие правила применяются к эффектам сферы.
Популярные команды и звездные игроки
Появление первой команды со спонсором. Это была команда клана PluG (coL) из Северной Америки. Так появились первые «звезды» среди игроков в «Доту». Самыми известными игроками являются coL.Fear и coL.ezy.
coL.Fear обладал высоким уровнем микроменеджмента и умением одинаково хорошо играть всеми героями игры. Он быстро добился статуса легенды, повторы матчей с его участием просмотрело огромное количество игроков.
coL.ezy стал очень известным фермером и популяризировал это направление в игре. Какое-то время он был даже лучшим в этом, но позже уступил этот титул игроку JMC.Merlini. В настоящее время многие игроки в Доту ищут ластхит монстров, чтобы вовремя получить больше золота. Раньше на нее почти никто не обращал внимания, хотя эта механика была базовой и заложена в Aeon of Strife. Повторы с участием coL.ezy наглядно продемонстрировали силу грамотного выращивания монстров.
После «звездного» статуса получили: Fang and Gang (FAG), позже измененный на Apex; Команда ADA (Arrogant DotA Arseholes) — tPD.
![]() |
![]() |
Базовая тактика и герои на выбор
В версии 6.32 основной стратегией было использование способностей, воздействующих на всю область (Area of Effect, AoE), из-за чего многие игроки назвали эту версию «AoE Age».
Все пять товарищей по команде выбирали AoE-чемпионов, либо выбирали тактику 4-защита-1, где весь возможный опыт и золото доставались одному игроку, и в итоге такой супергерой давал преимущество перед другой командой. Такая тактика требовала большой сплоченности, а команды того времени отличались высоким качеством командной работы.
Достаточно распространенный предмет «Мекансм» не имел ограничения по количеству и мог складываться по 6 штук в каждом инвентаре, что позволяло всей команде постоянно лечить и активнее отталкивать врагов.
Постепенно тактика 4-защита-1 стала доминирующей, например, ее использовали почти все китайские игроки. Также в это время существовала тактика ганков (помощь чемпиону с другой линии быстро уничтожить вражеских чемпионов), но она не была очень популярна.
10 сентября 2006 г. . IceFrog выпускает карту DotA Allstars v.6.37. Из-за широкого использования площадных эффектов их полезность в новой версии снижена. В 6.37 впервые были введены популярные базовые предметы «Авангард» и «Бутылка» (пустая бутылка, позволяющая собирать и хранить руны). Стандартное лечение «Танго» стало более эффективным. Уничтожение башен, которые раньше никак не вознаграждались, начинало приносить 200 золотых за каждого товарища по команде. Все эти небольшие изменения существенно изменили тактику поведения игроков. Самой популярной была стратегия «быстрый толчок» — поддержка монстров с целью заблаговременного уничтожения вражеских башен.
Сентябрь 2006 года . Дота стала настолько популярной, что профессиональные разработчики заметили ее успех. Riot Games объявила о разработке новой игры «League of Legends» с игровой механикой от DotA. Так стали появляться первые потенциальные соревновательные игры. Но сама игра вышла только через 2 года.
2006 октябрь . В Китае прошел крупный чемпионат Профессиональной лиги кибератлетов (CPL).
![]() |
![]() |
6 ноября 2006 г. . Состоялся турнир MyM PriDe #1 (Prime Defending). Именно это событие впоследствии значительно увеличило популярность игры как киберспортивной дисциплины.
На этом турнире зрители впервые увидели новую тактику контроля над всей картой. Конкретно это было сделано с помощью героя Tinker с предметом Boots of Travel, который позволял ему ганкать все линии на время. Увидев это, игроки стали искать новые способы такого глобального управления, и в следующих частях IceFrog добавил несколько новых героев, заточенных именно под такую тактику: Clockwerk Goblin, Ancient Apparition, Gyrocopter.
Российская команда «Say Plz» начала успешное восхождение к своему триумфу, спустя некоторое время уже на равных соперничая со звездной командой «coL».
В версии 6.38 добавлены элементы «Чародейское кольцо», «Мьёлльнир», «Подношение Владимира».Появился летающий курьер.Добавлен герой «Жрица Луны».
В версии 6.39 были добавлены герои «Геомант» и «Даззл».
9. Выход на мировую арену (версия 6.4x)
дота контеста
7 февраля 2007 г. . В новой версии 6.41 стандартный игровой режим All Pick (-AP) заменен на режим League (-LM). 28 февраля была опубликована китайская версия карты. Теперь задержки локализации были минимальными.
28 февраля 2007 г. . В России прошел первый крупный турнир по Dota, Russian ASUS Winter Open. Первое место заняла российская команда «MaGe» (Magic Age). 2 место — «ДоТа», 3 место — «Скажи плз».
7 марта 2007 г. . Состоялся турнир MyM PriDe #4 (Prime Defending), в котором приняли участие 137 команд. Турнир запомнился тем, что сразу три российские команды «Скажи плз», «МаГе», «СД» были сняты с соревнований. Официальная причина заключалась в том, что игрок под аккаунтом HoroN числился во всех трех командах одновременно. Тренер команды чемпионата «Скажи, пожалуйста» признал ошибку, но посчитал наказание слишком суровым и в ответ обвинил организаторов в коррупции. Но в итоге победила малоизвестная российская команда «ДоТа». После этого и команды, и организаторы стали более строго соблюдать правила.
![]() |
![]() |
март 2007 года . Вышла DotA Allstars v.6.43.
12 апреля 2007 г. . Снова и снова событие MyM росло. В пятом турнире уже приняли участие 200 команд со всего мира. MyM PriDe #5, который состоялся, назывался «Кубок мира по DotA».
8 мая 2007 г. . Была организована известная российская команда «ВП» (Virtus Pro). В нем приняли участие игроки из старых команд «MaGe» и «DoTa». Они проиграли свой дебютный «ASUS Spring 2007 Tournament» более опытной команде «Say Plz», но затем стали доминировать в мире киберспорта. Уже в летнем турнире «ASUS Summer 2007» они заняли 1 место, сместив с трона «Say Plz». В VR-команде отличились два ганкера: «АРС-АРТ» и «Вигосс». Коллектив стал настолько известен, что стал задавать тон всем остальным конкурсантам. Именно VR изобрел и популяризировал тактику «Полное крыльцо» и широкое использование предмета «Blink Dagger».
8 июня 2007 г. . Организаторы MyM накопили опыт пяти сыгранных ими турниров и в результате превратили свое мероприятие в международную лигу MyM Prime Nations. В лиге могла участвовать только одна команда от каждой страны. Так появился первый настоящий международный чемпионат по Dota. В MYM Prime Nations #1 приняли участие 18 национальных команд. Победила команда России.
![]() |
![]() |
29 сентября 2007 г. . Азия провела собственный крупный турнир Asian DotA Championships (ADC) на игровой платформе Garena.
4 ноября 2007 г. . Очередной турнир MYM PriDe #8 собрал 400 команд со всего мира. Финалистами стали MYM, VP, KS (Kingsurf) и SK.
20 декабря 2007 г. . Дисциплина DotA была добавлена к грандиозному киберспортивному событию ESWC 2008.
27 января 2008 г. . Второй международный турнир MYM Prime Nations #2 собрал 60 национальных команд. И снова призовые места заняли русскоязычные команды. Сборная России заняла 1 место, а украинцы — 2 место.
10. Игроки в первых матчах (Demigod, LoL, HoN)
таких играх, как Dota 2
2008 . Вышел первый конкурент Dota — игра « Heroes » от создателей Gas Powered Games, более известных по играм в жанре Action RPG. Запуск Demigod провалился, несмотря на огромную рекламную кампанию и преимущество полноценного формата игры над дополнением. Успех Доты был обусловлен тем, что она была построена на уже готовой базе фанатов «Варкрафта 3». «Полубогу» пришлось разрабатываться с нуля, на пустом поле. Этому жанру онлайн-игр нужны миллионы игроков, чтобы комфортно играть, и автоматч выбирает для вас игроков равной силы. Такого масштаба разработчики не осилили, и игра очень быстро затухла, не успев расцвести в полную силу.
7 октября 2008 г. . Вышла очередная игра из нового Dota-подобного жанра — » League of Legends » (Куча смеха). Игра разработана Riot Games под руководством Марка Меррилла. Стоит отметить, что «Riot Games» не совсем профессиональная студия разработки, изначально это была большая группа фанатов игр.
League of Legends очень быстро стала настоящим конкурентом DotA в своем жанре. Обладая всеми преимуществами Доты, новая LoL предложила и новые преимущества: 1) вся игра стала проще в установке, 2) появилась возможность автоматических обновлений, 3) игровой сервер стал автоматически подбирать участников для событий, а в Доте все делалось вручную, 4) единый сервер позволял собирать статистику, показывать рейтинги игроков, их результативность, успехи, достижения в режиме реального времени, 5) игра стала полностью бесплатной для всех («Дота», хотя и была бесплатной, но для его установки потребовалась покупка лицензионной копии «WarCraft 3: TFT»).
![]() |
![]() |
2010 . Игра окончена Новые герои от S2 games. Игра не приобрела большой популярности, но и отняла у Dota небольшой кусок аудитории.
2010 . На BlizzCon 2010 компания Blizzard представила ранний прототип своей игры Blizzard DOTA, основанной на StarCraft II. В октябре 2013 года он был переименован в « Heroes of the Storm ». В марте 2014 года началось альфа-тестирование, а 2 июня 2015 года игра стала доступна всем игрокам.
![]() |
![]() |
11. Rebirth (Дота 2)
дота 2 когда вышла?
2010 . В команде разработчиков возникли разногласия. Вернувшийся Guinsoo пригласил своих соавторов в команду разработчиков игры «League of Legends». Пендрагон согласился, но IceFrog отказался и продолжил поддерживать карту «Дота». Pendragon ранее правильно поддерживал DotA-Allstars.com, но закрыл его после этого события. Новым официальным сайтом Dota стал PlayDota.com, а термин «Allstars» был исключен из названия карты.
С появлением первых реальных конкурентов в «Доте» выявились серьезные технические недостатки. То, что в новой LoL происходило автоматически и лишний раз не утомляло игрока, в Dota приходилось делать вручную: искать себе союзников, искать подходящих противников, задавать режим с помощью командной строки. Если кто-либо из игроков уходил, матч не засчитывался по стандартным правилам Warcraft. Сервер Battle.net считал прогресс игроков на стандартных картах, но полностью игнорировал фанатские дополнения. В доту было удобно играть в крупных клубах и чемпионатах, было удобно играть в LoL на любом компьютере, подключенном к интернету.
Технически Dota устарела, и IceFrog решил перенести игру на новый движок, независимый как от WorldEditor, так и от Battle.net. Роль издателя взяла на себя Valve.
13 октября 2010 г. . Valve Software официально анонсировала DotA 2. Но годом ранее IceFrog сообщил, что будет работать с Valve над новым проектом.
2011 август . На GamesCom 2011, проходившем в Кёльне с 17 по 21 августа, Valve провела пробный пятидневный турнир по Dota 2 под названием The International. На этих соревнованиях игра впервые была представлена широкой публике. Призовой фонд составил 1,6 миллиона долларов. Были приглашены 16 сильнейших команд из Европы и Азии. Украинская команда Natus Vincere (NaVi) стала чемпионом The International 2011.
3 ноября 2011 г. . Закрытое бета-тестирование DotA 2 началось с десятков тысяч постоянных игроков.
Февраль 2012 года . Был судебный процесс между компаниями «Blizzard» и «Valve» за права на товарный знак «DOTA». Может показаться странным, но суд выиграла «Valve», не имеющая прямого отношения к созданию бренда, а «Blizzard» сохранила за собой право использовать знак «DOTA» только в нестандартных модификациях.
1 июня 2012 г. . В игру добавлены платные украшения и премиум-магазин, где их можно купить. Теперь вы можете приобрести доступ к закрытой бета-версии игры.
2012 август . Международный турнир 2012 года проходил в Сиэтле с 26 августа по 2 сентября 2012 года. Призовой фонд турнира составил 1,6 миллиона долларов. Китайская команда Invictus Gaming стала чемпионом The International 2012.
![]() |
![]() |
2013 август . The International 2013 проходил с 3 по 12 августа 2013 года. Призовой фонд турнира составил $2 874 407. На тот момент это был самый большой призовой фонд в истории киберспорта. Шведская команда Alliance стала чемпионом The International 2013.
июль 2014 года . International 2014 проходил с 8 по 21 июля 2014 года. Благодаря усилиям сообщества призовой фонд составил более $10,9 млн, в несколько раз превысив прошлогодний рекорд. Основная часть турнира проходила на 17-тысячной арене Key Arena в Сиэтле. Team Newbee из Китая стали чемпионами The International 2014.
июнь 2015 года . Вышла новая бета-версия «Dota 2: Reborn», построенная на новом игровом движке Source 2.
2015 август . The International 2015 проходил с 3 по 8 августа 2015 года. Окончательный призовой фонд состоял из базового фонда в размере 1 600 000 долларов и процентов от продажи билетов в размере 16 816 970 долларов, заканчивающихся на уровне 18 416 970 долларов. Основная часть турнира, как и в прошлом году, прошла на Key Arena в Сиэтле. Team Evil Genuises из США стали чемпионами The International 2015.
ноябрь 2015 года . В 2015 году началась серия турниров The Major, организованных Valve. Первый состоялся в ноябре 2015 года во Франкфурте.
март 2016 . Второй The Major турнир в Шанхае.
июнь 2016 года . Третий майор в городе Манила.
![]() |
![]() |
12. Текущее состояние дел (2016)
что лучше дота 2 или лол
Теперь под крылом крупного и опытного издателя игра переродилась в совершенно новый проект более высокого качества. Теперь «Дота 2» удобнее, доступнее и красивее, чем ее первая часть. Однако идеальное время для релиза было упущено, вышедшая ранее «Лига легенд» уже успела переманить большую часть аудитории геймеров, незнакомых с оригинальной «Дотой».
«Дота 2» очень популярна в России, в Китае, но в других странах время ее господства прошло. Сейчас «LoL» занимает 66% мирового рынка MOBA-игр, а доля «Dota 2» составляет всего 14%. Кроме того, на пятки ей наступает новый, но очень опасный конкурент — HotS, за несколько лет захвативший 7% мирового рынка этого жанра.
Хотя, если посмотреть на это с другой стороны, все прошло хорошо. League of Legends создал Gunsioo, а DotA 2 создал его бывший помощник IceFrog. Логично, что игра мастера оказалась лучше, чем у его подмастерья.
Рост популярности Доты 2 в России связан с тем, что российские киберспортсмены очень часто занимали первые места на мировых турнирах по этой игре. Фанаты до сих пор слышат известные российские команды: DoTa, Say Plz, MaGe, NaVi, VP (Virtus Pro).
И пока турниры по Dota (The International) — турниры с самым большим бюджетом в киберспорте (таблица бюджета киберспорта). «LoL» набирает популярность среди казуальных геймеров, а «Дота 2» продолжает привлекать самых известных киберспортсменов.