Анализ внутренних процессов человека можно осуществить посредством интроспекции (самонаблюдения). Человек как бы проникает в свои «переживания», наблюдает свой внутренний мир. Метод интроспекции довольно противоречив и подвергается резкой критике. Не все области психологии признают это. Можно даже сказать, что в настоящее время она имеет второстепенное значение — психология пытается разработать более «эмпирические» методы (такие, как в естественных науках). Как правило, психология связана с гуманитарными науками – чаще всего это происходит на факультете философии или психологии и философии. Эта связь психологии с философией является не столько результатом тесного родства этих дисциплин, сколько историческим пережитком. В девятнадцатом веке психология отделилась от философии.

Как я уже отмечал ранее, в психологии сейчас используются эмпирические методы исследования — основными из них являются: эксперимент и наблюдение.

Предметом исследования является поведение (действия, совершаемые индивидом) — как внутреннее поведение (психические процессы, эмоции), так и внешнее поведение. Следует добавить, что психологи исследуют не только людей, но и животных. Исследования на животных позволяют психологам определить, насколько явление универсально, в какой мере оно имеет биологические корни (в основе генезиса явления лежит природа или культура).

На протяжении многих лет в психологии появлялись различные подходы к ее предмету исследования, такие, например, как структурализм, функционализм или эволюционизм.

Структурализм появился в психологии в 19 в. Она родилась в результате исследований строения (содержания) психики человека. Предшественником этой психологической школы был Вильгельм Вундт. В 1879 году он основал в Лейпциге Институт экспериментальной психологии — первую психологическую лабораторию. Целью института было научное изучение человеческого разума. В ней он исследовал, как человек воспринимает окружающую среду, как человеческая психика организует чувственные данные. Исследовательским методом структурализма в то время была интроспекция. Ученик Вундта, Эдвард Титченер, перенес эту психологическую концепцию в Соединенные Штаты. Он также адаптировал интроспективный метод к изучению сознательных явлений, доступных для наблюдения.

 

 

Функционалистский подход, в свою очередь, сделал функцию (цель) поведения предметом психологического исследования. Его основными представителями были Уильям Джеймс и Джон Дьюи. К заслугам Джеймса относится, прежде всего, введение понятия потока сознания, создание теории Я, создание теории эмоций и подчеркивание важности привычек и инстинктов в поведении человека. Джон Дьюи был основоположником инструментализма — согласно этому подходу вся человеческая деятельность является лишь реакцией на раздражители окружающей среды. Функция этих видов деятельности состоит в том, чтобы освоить окружающую среду и приспособиться к ней. Он также разработал теорию мышления, где оно понималось как деятельность по решению проблем.

Эволюция основана на теории Дарвина — теории естественного отбора. Предметом его исследований является попытка объяснить, как организмы приспосабливаются к окружающей среде. В психологии эволюционизм указывает на биологическую значимость различных видов человеческого поведения, он ищет ответы на то, как данное поведение способствует выживанию вида.

В настоящее время многочисленные исследования в области психологии проводятся во многих университетах и ​​исследовательских центрах по всему миру. Эти исследования касаются различных областей психологии. В зависимости от предмета исследования психологию можно разделить на:

  • Психология развития – предметом ее исследования является развитие человека – как детского, так и взрослого.
  • Психология личности – предметом ее исследования является «что» заставляет людей вести себя одинаково в разных ситуациях и что определяет человеческую идентичность.
  • Социальная психология — изучает процессы и явления, касающиеся групп людей (сообществ).
  • Производственная и организационная психология — предметом ее исследования являются люди в производственной среде.

Здесь можно было бы говорить долго — психология занимается практически всеми областями, связанными с человеком. Когда возникают новые явления большой важности, такие как Интернет, они быстро включаются в предмет психологического интереса.

Наконец, будут представлены различные направления или подходы, доминирующие в современной психологии. Эти направления отличаются друг от друга своими основными положениями, а также предметом и методом исследования. Это:

  • Биологический подход является предметом его анализа мозга , нервной или эндокринной системы. Этот подход имеет дело с биологическими основами поведения. В рамках этого подхода, например, исследуется мозг психопатов на наличие аномалий или анализируется генетическая основа различных психологических явлений.
  • Психодинамический подход – согласно этому направлению поведение человека мотивируется внутренними влечениями. Ключом к этому подходу является концепция конфликта — индивидуум должен найти баланс между собственными потребностями и требованиями общества.
  • Поведенческий подход — предметом исследования в этом направлении является поведение — как внешнее поведение, так и внутреннее поведение. Деятельность человека протекает по схеме «стимул-реакция» (в классическом подходе) и по схеме «стимул-опосредованная переменная реакция» (в нео-бихевиористском подходе). Где промежуточной переменной является, например, мыслительный процесс. Ключевым термином для этого подхода является термин обучение, которое происходит через причинное, инструментальное или моделирующее обусловливание.
  • Когнитивный подход — предметом интереса в этом направлении являются познавательные процессы человека — мышление, восприятие, запоминание. В этом подходе исследователи часто обращаются к метафоре компьютера — они замечают аналогию между процессом обработки информации компьютером и процессом обработки информации человеком. Это достаточно эклектичный подход (в положительном смысле этого слова) — когнитивная психология использует такие направления, как лингвистика, информационные технологии, кибернетика, физиология .
  • Гуманистический подход — он появился в 1960-х годах в США и вырос из противостояния таким течениям, как бихевиоризм или психодинамическая психология. Значительный вклад в развитие этого направления внесли экзистенциализм и феноменлогия . При таком подходе человек является не столько предметом исследования, сколько его субъектом — он сотворит и участвует в исследовательской ситуации. Важным для психологов-гуманистов является мир внутренних переживаний человека и его ответственность за собственную жизнь (человек творит сам). Это психология субъективных переживаний личности, а не объективных фактов, наблюдаемых (изучаемых) ученым.
  • Эволюционный подход – согласно этому подходу все поведение человека (включая психические процессы) направлено на приспособление к окружающей среде. Умственные способности, как и весь человеческий организм, эволюционировали в течение миллионов лет, приспосабливаясь ко все новым и новым требованиям окружающей среды. Всякое поведение человека имеет свое биологическое (приспособительное) обоснование.